Очень хороший вопрос задали мне в комментариях, и я решила ответить на него отдельной статьей - как научить своего ребенка учиться самостоятельно. Сделать это сложно, но очень важно, ведь затем эти умения самостоятельного обучения ребенок перенесет и во многие другие сферы жизни.
Итак, сначала опишу алгоритм передачи ребенку того или иного учебного дела в самом общем виде (а потом более конкретно на примере выполнения домашних заданий).
- Самая первая рекомендация - позаботьтесь о своем душевном равновесии. Начинать работу по приучению ребенка к самостоятельности лучше тогда, когда вы сами готовы к трудностям и долгому пути. Очень важно своей настойчивостью или несдержанностью не сформировать у ребенка негативизм.
- Прежде чем начать приучать к самостоятельности, важно создать у ребенка интерес или как минимум позитивное отношение к учебе в целом. Начинать придется все равно с совместной работы, а при наличии позитива переключиться на самостоятельное выполнении учебных заданий будет проще. Это можно сделать, водя ребенка в естественно-научные или другие музеи, вместе читая интересные книги о том, что и как устроено, проводя в домашних условиях несложные опыты и так далее.
- Выберите сферу, в которой вы будете развивать самостоятельность вашего ребенка сначала. Это может быть сбор портфеля по утрам, выполнение домашнего задания или полное отслеживание ребенком своей учебы, а, возможно, и планирование дальнейшего обучения. Все зависит от возраста ребенка и того, что он уже умеет делать сам.
- Определите долю самостоятельности, которую вы готовы доверить ребенку в выбранном деле. Это важно, так как когда вы переведете ребенка на самостоятельное выполнение того или иного действия, вмешиваться будет крайне нежелательно. Подумайте, готовы ли вы к тому, что ребенок будет делать все неидеально, допускать ошибки или даже забывать о своем деле?
- Если ребенок еще не может выполнить выбранное вами дело полностью самостоятельно, начните с совместного его выполнения. Причем четко поделите зоны ответственности: за что отвечаете вы, а за что сам ребенок. Поначалу это может быть совсем мало, важно постепенно передавать ему все больше ответственности.
- Используйте внешние средства для помощи ребенку - списки, записки, план действий, таймер, напоминалки на телефоне и т.п. Дайте ребенку возможность выбора (с чего начать, когда начать, где заниматься или еще что-то подобное). Выбор помогает более ответственно отнестись к тому, что делаешь, дело перестает быть навязанным "сверху", становясь выбранным самостоятельно.
- Организуйте вместе с ребенком его рабочее место, купите тетради и канцтовары, которые ребенок сам выберет и о которых захочет заботиться. Идея тут проста: то, с чем работает ребенок, должно быть привлекательно для него.
- Обязательно хвалите за результаты, отмечайте успехи, но делайте это не в целом, а за какие-то конкретные достижения.
- Не критикуйте за промахи и ошибки. Их лучше обсудить потом в спокойной атмосфере, при этом отмечая то, что было сделано хорошо. Обязательно обсудите, как сделать так, чтобы больше ее не допускать, то есть, не просто укажите на ошибку, но и подскажите способ избежать ее в дальнейшем.
- Планируйте день так, чтобы кроме рутинных и сложных дел у ребенка всегда было в плане что-то легкое и приятное.
- Не забывайте о необходимости чередовать различные виды деятельности.
- Будьте гибкими, ищите наиболее подходящую для ребенка форму выполнения задания. Не будьте слишком уверены в том, что точно знаете, как надо. Дайте ребенку простор для поиска своего способа.
- В то же время будьте четкими и последовательными, вводите правила и ограничения. Договаривайтесь и вместе с ребенком следите за выполнением всех пунктов договора.
- Если ребенок просит помочь - помогите. Но ваша помощь не должна превращаться в выполнение дела вместо ребенка, а ваш ответ не должен быть прямым ответом на вопрос учебника. Старайтесь помогать ребенку думать и самому находить ответ или придумывать выход из положения.
Ну, и теперь конкретно про уроки. Здесь есть некоторая специфика, которая может быть интересна и полезна.
- Записать все, что надо сделать, по пунктам, или проверить, что это уже записано (в таком случае на первых порах пусть ребенок проговорит вслух весь план, что нужно сделать). Главное – перед глазами должен быть список со всем объемом работы, которую надо выполнить. Когда ребенок не понимает, сколько сегодня необходимо сделать, он становится невнимательным и тревожным.
- Приступить к заданию номер 1 или к другому по выбору ребенка. Есть дети, впрочем, как и взрослые, которые сначала хотят сделать самое легкое или, наоборот, самое трудное, и не надо им в этом препятствовать.
- Прочитать вместе вслух задачу или упражнение (потом ребенок сможет читать без вас). Убедиться, что ребенок понял, что надо сделать (не как делать, а что, в чем суть задания – то есть, если необходимо изменить слово по падежам, то нужно убедиться, что ребенок в курсе, что это такое, что они это проходили).
- Попросить ребенка самого сделать первое задание, а лучше оставить ребенка выполнять его одного, попросив звать взрослых, если понадобится помощь. Если вы переживаете за работу больше, чем ваш ребенок, то дайте ему черновик.
- Когда задание выполнено, попросить ребенка самостоятельно проверить написанное. Обычно дети исправляют ошибки, если они их нашли. Если ошибки есть, но ребенок их не видит, перепроверьте задание вместе.
- Дать исправить ошибки самостоятельно. Еще раз попросить проверить ребенка свое задание. Исправить ошибки, если необходимо. Переписать начисто, если нужно.
- Отметить в плане, что задание выполнено. Это очень важный момент. В дневниках обычно нельзя писать лишнего, но можно поставить карандашом «галочку» около нужного упражнения. Ребенку важно видеть, какой объем работы выполнен и сколько еще осталось.
Успехов!